Pull to refresh
19
-3.8
Сергей @rukhi7

software developer, радиоинженер

Send message

Compiler Explorer — уникальный проект для исследования компилируемого кода

Level of difficultyMedium
Reading time7 min
Views2.9K
Этот пост посвящён замечательному инструменту, полезному для каждого, кто интересуется компиляторами или архитектурой компьютеров. Это Compiler Explorer, который я в дальнейшем будут называть CE.

CE — потрясающий инструмент. Если вы с ним не знакомы, то прервите чтение и перейдите на веб-сайт CE, где вы увидите примерно такой экран:

Предупреждение: вы забираетесь в «кроличью нору», на которую можете потратить несколько часов своего времени.


В основе CE лежит очень простая идея. Достаточно ввести исходный код в левую панель, и сайт мгновенно покажет вам на правой панели скомпилированный результат (обычно на языке ассемблера).

CE поддерживает 69 языков, более двух тысяч компиляторов и широкий спектр архитектур, включая x86, arm, risc-v, avr, mips, vax, tensa, 68k, PowerPC, SPARC и даже древний 6502.

То есть теперь для просмотра результата работы компилятора достаточно открыть godbolt.org и скопировать туда блок кода.

Это само по себе удивительно, но у CE есть гораздо больше возможностей. Это инструмент, который должны знать все интересующиеся компиляторами и архитектурами компьютеров. В статье мы сможем лишь поверхностно рассмотреть функции CE. Вам стоит самим перейти на сайт CE и попробовать всё самостоятельно.
Читать дальше →
Total votes 33: ↑32 and ↓1+45
Comments4

Типизированные массивы должны умереть

Level of difficultyEasy
Reading time5 min
Views4.4K

Хаха :). Не, я серьезно. Позвольте мне объяснить.

Хорошо. Что такое типизированный массив?

Это одна из тех языковых причуд, которые делают VBA таким... я бы сказал, восхитительным.

Читать далее
Total votes 6: ↑6 and ↓0+7
Comments13

Лучший язык программирования

Reading time6 min
Views108K

Вопрос, который часто задают начинающие программисты — какой язык программирования изучать? Вопрос звучит разумно. Хочется выбрать самый лучший, чтобы потом не пришлось переучиваться.

Можно ли на него ответить?

Читать далее
Total votes 221: ↑213 and ↓8+244
Comments207

Оценка сложности алгоритмов

Reading time6 min
Views614K
Не так давно мне предложили вести курс основ теории алгоритмов в одном московском лицее. Я, конечно, с удовольствием согласился. В понедельник была первая лекция на которой я постарался объяснить ребятам методы оценки сложности алгоритмов. Я думаю, что некоторым читателям Хабра эта информация тоже может оказаться полезной, или по крайней мере интересной.
Читать дальше →
Total votes 84: ↑72 and ↓12+60
Comments66

Поиск k-ого наименьшего элемента

Reading time3 min
Views35K
Сегодня на Хабре появилась очень интересная статья, о поиске минимального (максимального) значения на отрезке в массиве. Так как статья оказалось интересной и популярной, я решил с вами поделиться ещё одним алгоритмом поиска в массиве некоторых «специальных» значений.
Читать дальше →
Total votes 48: ↑43 and ↓5+38
Comments26

К вопросу о математических способностях студентов или как учить переполненный мозг

Reading time23 min
Views228K

Я люблю давать простые задачки студентам на лекции. Во-первых, понятно, скольких мы потеряли, во-вторых, это переключение из режима потребления информации в режим выдачи результатов, в третьих — возможность проявить себя для шустрых. Сплошные плюсы!

Одна из простых задач звучит так: «При переводе картинки из цветового пространства RGB в YUV мы выполняем прореживание, то есть выкидываем каждый четный столбец и каждую четную строку в компонентах U и V (все компоненты пикселя по 1 байту). Вопрос: во сколько раз меньше данных у нас стало?» Эта операция называется chroma subsampling и широко используется при сжатии видео, например.

Забавно, что когда-то давно, когда винчестеры были меньше, а дискеты больше, студенты реально отвечали на этот вопрос быстро. А в последние годы регулярно народ в ступор впадает. Приходится разбирать по частям: «Если выкинуть каждую четную строку и каждый четный столбец, во сколько раз меньше данных будет у компоненты?» Почти хором: «В четыре». Начинаю подкалывать: «Отлично! У нас было 3 яблока, первое осталось как есть, а от второго и третьего осталось по четвертинке. Во сколько раз меньше яблок у нас стало?» Народ ржет, но, наконец-то, дает правильный ответ (заметим, не все). 

Это было бы смешно, если бы от способности быстро в уме прикинуть результат не зависела способность быстрее создавать сложные алгоритмы. 

И хорошо видно, как эта способность в широких массах студентов заметно плавно падает. Причем не только в нашей стране. Придуман даже специальный термин: «цифровое слабоумие» ("digital dementia") — снижение когнитивных способностей, достаточно серьезное, чтобы повлиять на повседневную деятельность человека. 

Кому интересно как теряют мозг студенты масштабы бедствия и что с этим делать — добро пожаловать под кат!

Читать далее
Total votes 330: ↑314 and ↓16+379
Comments795

Моя коллекция 50+ вопросов для собеса C#

Reading time54 min
Views19K

Привет, Хабр!

Представляю 50+ вопросов для подготовки к собеседованию C#, грейд — джуниор/мидл.

Вопросы разные: есть сложные/простые, с детальным объяснением и с ответом в пару предложений.
Anyway, должно быть полезно, поскольку я выбрал самые частотные вопросы

Вообще по поводу собеседований на C#/.Net разработчика, на Хабре статей хватает, вот две, где освещаются вопросы с собесов: тут и здесь.
Но в этих статьях не хватает детального разбора вопросов, что я и решил исправить.

Вообще, по моим и не только наблюдениям C# сейчас бурно развивается, в прошлом 2023 году TIOBE даже назвали C# языком года, что придаёт некоторую уверенность в завтрашнем дне для шарписта.

Так что пока кто-то всё ждёт конец света сингулярность (ну же, ещё чуть-чуть), другая часть несмотря ни на что готовится, проходит тернистый путь от тестового задания до оффера и вливается в C#-разработку, с чем я их искренее поздравляю.

В общем, уверен эта статья будет полезна для подготовки, не будем уже тянуть, поехали!

Читать далее
Total votes 35: ↑20 and ↓15+9
Comments30

Советские и постсоветские НИИ и КБ как конвейер уничтожения ресурсов развития

Level of difficultyEasy
Reading time11 min
Views80K

В поле общественного обсуждения проблем нашей страны постоянно всплывают такие вопросы, как недостаточные темпы технического прогресса, нехватка специалистов и обычной трудовой силы, и многое подобное, и в таком вот стиле.

Обсуждать все это в общем для простого человека несколько проблемно, но можно воспользоваться подходом «в малой капле отражается море» и посмотреть, как те же самые проблемы существуют в среднего размера НИИ.

В 2008 году я устроился ведущим инженером в НИИ Физических измерений, г. Пенза.

Для меня работа в этом НИИ была более чем знакома, я там работал с середины 80-х по середину 90-х. НИИФИ с момента своего создания было сосредоточено на создании датчиков и специализированной измерительной аппаратуры для космической отрасли.

Начало 2000-х характеризовалось тем, что цены на нефть поползли вверх, в государстве появились какие-то деньги, но одновременно стала происходить череда ярких и красочных неудач с нашими ракетами. И вопрос – а что же там происходит с нашими ракетами – создал на НИИФИ фокус ощутимого финансового потока.

Поскольку в этой организации работает куча людей, связанных между собой родственными связями, то, помимо официального молчания по всем щепетильным вопросам, организация была пронизана слухами, что у нас общий бюджет НИИ достиг сначала 0,7 (примерно 2008–2009), далее 0,9; потом 1,3; 2,1 и 2,7 (2012) миллиарда рублей.

Здесь можно задаться очень простым вопросом – а вот кто будет делать интеллектуальное наполнение проектов под эти в общем-то огромные финансовые потоки.

Читать далее
Total votes 250: ↑220 and ↓30+247
Comments512

Почему я больше не буду учить программированию

Level of difficultyEasy
Reading time3 min
Views79K

За последние три года ко мне обращалось несколько человек, которые просили научить их программированию. Вспоминая собственный путь, я никому не отказывал и даже не брал за это деньги. Мне хотелось, чтобы люди не страдали как я, поэтому облегчал процесс обучения как мог. По итогу этого опыта, я больше не буду учить программированию. И вот три истории почему.

Читать далее
Total votes 183: ↑117 and ↓66+80
Comments335

«Освоить F# не сложнее, чем Entity Framework или WPF»: интервью со Скоттом Влашиным

Reading time17 min
Views9.9K


Кого расспрашивать про F#, как не человека, посвятившего этому языку подробный сайт? Скотт Влашин создал ресурс «F# for Fun and Profit», знакомый многим хабравчанам: на Хабре переводили оттуда и серию статей «Функциональное мышление», и статью «Железнодорожно-ориентированное программирование».

А в ноябре он выступит в Москве на нашей конференции DotNext с докладом «The power of composition». И в преддверии этого выступления мы расспросили его про F# и вообще функциональное программирование.
Читать дальше →
Total votes 44: ↑43 and ↓1+42
Comments13

Я уже 14 лет в отрасли, но программировать по-прежнему сложно

Level of difficultyEasy
Reading time15 min
Views32K

Много лет назад, учась computer science на старших курсах, я долго изучал различные вакансии онлайн, надеясь найти подходящую должность стажёра-программиста.

Кроме вакансий для стажёров я иногда случайно нажимал на объявления о вакансиях «сеньор-разработчика». Помню, больше всего меня поражало то, что первой строкой шло требование определённого количества лет работы: «Эта должность требует 5+ лет опыта».

Полному новичку, ни дня не проработавшему в этой отрасли, такие требования к опыту казались избыточными. Но хотя это немного приводило меня в уныние, я не мог не пофантазировать: «Наверно, пять лет работы программистом — это впечатляющее достижение? Должно быть, для таких людей писать код проще пареной репы».

Время летело, не успел моргнуть глазом, как прошло больше десятка лет. Сегодня я с гордостью могу сказать, что работаю программистом уже 14 лет. Спустя годы боёв на фронтах разработки ПО я осознал, что многие её аспекты сильно отличаются от того, что я представлял на старших курсах, а именно:

С опытом программирование не становится намного проще, о «проще пареной репы» можно только мечтать.

Написание кода для множества «больших проектов» — это не только неинтересное, но и опасное занятие, гораздо менее увлекательное, чем решение алгоритмических задач в LeetCode.

Мышление только с технической точки зрения не сделает тебя хорошим программистом, некоторые вещи гораздо важнее технологий.

Поразмыслив, я пришёл гораздо к большему множеству мыслей о программировании. В этой статье я вкратце изложу восемь из них.

Читать далее
Total votes 45: ↑45 and ↓0+45
Comments31

DSP-процессоры: назначение и особенности

Reading time13 min
Views26K

Большинство из нас в повседневной жизни постоянно сталкивается с различными компьютерными системами: процессорами общего назначения (general-purpose, в основном x86) в ноутбуках и рабочих станциях, их мощными многоядерными версиями в датацентрах, мобильными процессорами в телефонах, многочисленными контроллерами в бытовой технике и на транспорте. Но помимо всех упомянутых вариантов есть ещё одно важное, хотя и редко упоминаемое семейство: цифровые сигнальные процессоры, чаще именуемые Digital Signal Processors или просто DSP.

Именно DSP решают задачи обработки больших объёмов информации в реальном времени, возникающие при передаче данных (звонков и мобильного Интернета) в мобильных сетях, обработке фотографий и восстановлению звука. Даже в топовых телефонах вся эта работа выполняется не на мощных ARM-ядрах, а на специализированных DSP.

В этой статье будет кратко изложена история DSP, их отличие от процессоров общего назначения, особенности их архитектуры, а также будет подробно рассказано о способах оптимизации кода.

Читать далее
Total votes 16: ↑16 and ↓0+16
Comments15

Программная симуляция микропроцессора. Коробка передач

Reading time14 min
Views32K
В этой статье я хочу рассказать о том, как создатели симуляторов добиваются максимальной производительности моделей процессоров, при этом не жертвуя гибкостью и расширяемостью полного решения. Если кратко, то решение состоит в сосуществовании нескольких движков, наилучшие качества которых используются на различных этапах работы модели.
Содержимое данной заметки будет основываться на моём опыте разработки функциональных симуляторов, а также на публикациях и технических статьях, описывающих различные симуляторы и виртуальные машины: Wind River Simics, VMWare, Qemu, Bochs и другим. Слово «функциональный» в контексте данной статьи обозначает то, что точность моделей ограничена уровнем набора команд (instruction set architecture, ISA).
Читать дальше →
Total votes 48: ↑44 and ↓4+40
Comments8

Создание основной механики игры Angry Birds на Unity

Level of difficultyEasy
Reading time4 min
Views3.3K

Начну с того, что я новичок в разаботке на Unity. Как и многие другие начинающие разработчики, мне хочется набраться опыта в создании игр на Unity на основе небольших проектов, копирующих механики всем знакомых игр.

Читать далее
Total votes 7: ↑7 and ↓0+7
Comments3

Как построить работу над кодом

Level of difficultyEasy
Reading time3 min
Views14K

Чтобы всем было удобно его писать, обсуждать и рефакторить — без распухшего бэклога и лица девопса.

Мне кажется, что если спросить 10 случайных разработчиков о том, как у них в командах устроена работа над кодом, то в 9 случаев ответ будет «Ну, как придётся. Как привыкли!».

Это удивительно для отрасли, в которой есть настоящий культ менеджерских практик: по ним пишут книги, проводят конференции, им учат. Но редко когда учат практикам хорошей работы над кодом! В крайнем случае в команде найдется опытный лид или человек с хорошим системным мышлением, который при этом готов и помочь коллегам стать лучше.

Напомню вам базовые правила, с которых нужно начинать работу в этом направлении. Побуду вашим системным лидом на полчаса, так сказать!

Читать далее
Total votes 9: ↑8 and ↓1+10
Comments3

Размышления о структурном программировании

Level of difficultyMedium
Reading time3 min
Views20K


Изначально я хотел назвать статью как нибудь вызывающе, например, "Как наука может превращаться в религию", "В ловушке искажений смыслов структурного программирования" или "О чем вам забыли рассказать про структурное программирование", но в результате все же оставил текущее название и надеюсь, оно не вызывает раздражения у читателей. И хотя другие заголовки являются более кликбейтными, тем не менее они все же в больше степени отражают смысл статьи, чем нейтральные "размышления".


А поводом к этой статье послужил один из комментариев к предыдущей публикации Управление памятью и разделяемыми ресурсами без ошибок, где написали "было доказано математически". А я сразу вспомнил свое небольшое расследование, когда пытался разобраться в одном из "математических доказательств", про которое нам всем рассказывают еще в школе на уроках информатики.


Все наверно помнят, что любой алгоритм можно представить в виде трех видов алгоритмических конструкций, следование, ветвление и повторения? А иногда еще добавляют, что эту теорему выдвинул и доказал Э. Дейкстра в 70-х гг. прошлого века, в том числе, включая широко распиаренный якобы запрет на использование операторов goto.

Читать дальше →
Total votes 45: ↑38 and ↓7+35
Comments80

MVVM: полное понимание (+WPF) Часть 1

Reading time8 min
Views285K
В настоящей статье задействован мой опыт доведения некоторого числа студентов до полного и окончательного понимания паттерна MVVM и реализации его в WPF. Паттерн описывается на примерах возрастающей сложности. Сначала теоретическая часть, которая может использоваться безотносительно конкретного языка, затем практическая часть, в которой показано несколько вариантов реализации коммуникации между слоями с использованием WPF и, немножко, Prism.

Зачем вообще нужно использовать паттерн MVVM? Это ведь лишний код! Написать тоже самое можно гораздо понятнее и прямолинейнее.

Отвечаю: в маленьких проектах прямолинейный подход срабатывает. Но стоит ему стать чуть больше — и логика программы размазывается в интерфейсе так, что потом весь проект превращается в монолитный клубок, который проще переписать заново, чем пытаться распутать. Для наглядности можно посмотреть на две картинки:
Читать дальше →
Total votes 11: ↑9 and ↓2+7
Comments53

Алан Тьюринг, отец современного компьютера

Reading time127 min
Views56K

Вступление


Каждый, кто умеет пользоваться компьютером, знает, что для выполнения какой-либо операции на нем необходимо открыть соответствующую программу, которая хранится в его памяти. Однако жизнь не всегда была такой простой, как сейчас. Первые большие электронные цифровые компьютеры, британский «Колосс» (1944 год) и американский ENIAC (1945 год), не умели хранить программы в памяти. Чтобы настроить эти компьютеры на новую задачу, необходимо было перекоммутировать их, то есть вручную переподключить кабели и переустановить переключатели. Основной принцип работы современного компьютера, подразумевающий управление машиной с помощью программы, которая хранится в ее памяти и представляет собой закодированные инструкции, был сформулирован Аланом Тьюрингом.
Читать дальше →
Total votes 23: ↑22 and ↓1+31
Comments7

Разработка электроники. О микроконтроллерах на пальцах

Reading time20 min
Views107K


Задумывая технологический стартап, вы совсем не обязаны быть асом в электронике, гораздо больше шансов на хорошую идею имеет узкий специалист со знанием основ маркетинга, но, даже заказывая кому-то разработку, ориентироваться в возможностях современной элементной базы и представлять цену решения необходимо обязательно. Иначе можно потребовать невозможного, либо получить устройство с завышенной себестоимостью на устаревшей элементной базе.
Под катом попытка кратко и просто рассказать о возможностях современных микроконтроллеров людям от них далёким. Для тех, у кого есть идея нового электронного устройства, но отсутствует представление о том, что такое микроконтроллер. Те, кто хочет сделать первый шаг от занимательных экспериментов с платформой ардуино к проектированию собственных устройств, также могут найти в ней простые, но полезные советы. Я старался, не останавливаясь на технических подробностях, для этого и книги не достаточно изложить суть и дать несколько простейших, но полезных советов по схемотехнике, чтобы предостеречь от элементарных ошибок начинающих.
Микроконтроллеры - это просто!
Total votes 72: ↑65 and ↓7+58
Comments218

Начинаем изучать микроконтроллеры на примере STM32F030f4p6

Reading time14 min
Views56K


0. Перед прочтением статьи


Данная статья преследует следующие цели:

  1. показать, как работать конкретно с этой платой;
  2. показать подход, с помощью которого можно написать программу мигания светодиодом, опираясь исключительно на документацию и логику;
  3. изложить материал языком, понятным человеку, слабо знакомому с микроконтроллерами.

Код получится минималистичным с точки зрения использования дополнительных файлов — мы не будем подключать ни один файл, кроме тех, что нужны для сборки пустой, но валидной, прошивки. Т.е. на базе кода прошивки, которая работает, но ничего полезного не делает.
Читать дальше →
Total votes 50: ↑46 and ↓4+42
Comments63

Information

Rating
Does not participate
Date of birth
Registered
Activity

Specialization

Embedded Software Engineer, Software Architect
Lead